Воспитываем сильных, смелых и добрых лидеров, меняющих мир
КОТ-УЧЕНЫЙ. СКАУТСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ
  • Финансирование проекта: грант Президента России предоставленный Фондом президентских грантов на сумму 499 000,00 рублей.
    Сроки реализации: 01.07.2022 - 31.08.2023
    Статус: завершенные проекты.
Все проекты и программы нашей организации и скаутского движения в целом направлены на то, чтобы помочь ребенку максимально раскрыть его потенциал. Один из способов сделать это — дать ребенку возможность пробовать новое, исследовать мир вокруг себя, примерить на себя определенную роль. Именно на это направлен проект «Кот-ученый. Скаутские лаборатории».

В основе лабораторий лежит принцип STEM-образования. При этом целевой аудиторией проекта являются младшие школьники, а это значит, что необходимые знания и навыки в этой области им может передать любой образованный взрослый.
ПРОЕКТ СОСТОИТ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ
1
Разработка учебной программы
На первом этапе проекта мы разработали учебную программу по 11 направлениям для занятий в скаутских лабораториях. Были найдены консультанты по необходимым темам и разработаны подробные методические материалы для взрослых и рабочие листы для детей.
2
Создание онлайн курса для наставников в скаутской лаборатории
Для взрослых, готовых стать наставниками в детской исследовательской деятельности создан онлайн курс из 9 обучающих блоков Кроме текстовых материалов в курсе используется 12 видеороликов, 10 из которых сняты в рамках этого проекта, 2 взяты из наших предыдущих обучающих курсов.

В видеороликах рассказывается о психологических особенностях детей, о важных моментах работы скаутских лабораторий, о технике безопасности, о работе с оборудованием, а также сняты самые сложные их проектов скаутских лабораторий. Для успешного завершения курса, участникам надо было пройти тест и выполнить домашнее задание.

Был проведен обучающий курс, выяснены намерения взрослых участников курса и сформированы группы детей для занятий. В курсе приняло участие 42 человека, из них 35 прошли итоговый тест, 34 - выполнили домашнее задание. 6 человек стали наставниками младших скаутов в исследовательской деятельности.
3
Проведение информационно-образовательных мероприятий
Вторая часть проекта заключалась в непосредственном обучении детей. Часть из них занимались на нашей площадке, а часть — дома с родителями, прошедшими обучение.

Всего было проведено 75 занятий в трех группах, исследовано 11 направлений окружающего мира.

Помимо занятий также было проведено 14 экспедиций, в которых приняло участие более 300 человек, в том числе 250 детей. Экспедиции были организованы самые разнообразные , в них входили как архитектурные прогулки по городу, прогулки по незнакомым местам нашего города, знакомство с известными людьми нашего города, так и знакомство природой: флорой, фауной, животным миром и т.д.

Запущена работа домашних лабораторий. Для этого был создан отдельный чат с участниками домашних лабораторий, в котором выкладывались материалы для проведения опытов и экспериментов в домашних условиях. В чате участники активно делились своими результатами в том или ином эксперименте, что положительно влияло на любознательность и мотивировало попробовать повторить опыт самим. В некоторых семьях привлекали детей соседей или друзей, так опыты выходили еще интереснее и веселее. Так же для участников домашних лабораторий были организованы два выездных мероприятия с возможностью изучения и исследования с помощью специального оборудования, недоступного в домашних условиях. В общей сложности в домашних лабораториях приняли участие 59 детей.

Итогом работы скаутских и домашних лабораторий, экспедиций и исследований стал исследовательский фестиваль, в котором приняло участие 69 человек. На фестивале дети собирали данные, исследовали и разрабатывали собственные проекты. В конце фестиваля, была проведена ярмарка проектов, на которой дети сами рассказывали о своем проекте, показывали плакаты с объяснением работы и проводили тематические мастер-классы.

4
Создание онлайн-курса по безопасности в интернете для детей
Так как любой исследовательский процесс сейчас тесно связан с интернетом, важно научить детей безопасно и эффективно его использовать. Для этого параллельно со второй частью проекта мы создали и запустили обучающий онлайн-курс по безопасности в интернете, а после этого предложили детям провести небольшое исследование.

Курс состоит из 7 красочных и ярких видеоуроков, ориентированных на детскую аудиторию. В видеороликах также снимались дети.

Предлагаемые ролики и задания не большие по объему, но достаточно ёмкие. В курсе дети познакомились с сетевым этикетом, узнали, какие опасности могут подстерегать в интернете и как себя от этих опасностей оградить, а так же было предложено провести небольшие эксперименты.

Благодаря этому, домашние задания курса выполнялись легко и непринуждённо. Курс прошли 135 детей не только из Ижевска, но и из Казани, Москвы, Кемерово, Дзержинска, Елабуги, Перми и других городов России.