Опыт № 1
Цель: доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.
Оборудование: стакан с водой, коктейльная соломинка, кастрюля с водой, губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.
Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это — воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода. Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.
Опыт № 2
Цель: увидеть, как температура влияет на расширение воздуха.
Оборудование: воздушный шарик, пластика бутылка, 2 емкости с горячей и холодной водой.
Опыт: Подготовьте две глубоких емкости. В одну налейте горячую воду (около 80 °C), в другую холодную (можно со льдом). Бутылку с надетым на горлышко шариком погрузите в горячую воду на две трети длины. Оставьте в таком положении, придерживая рукой. Понаблюдайте за шариком. От нагревания воздух начнет расширяться и выходить из бутылки, надувая шарик. Достаньте бутылку и опустите в ковшик с ледяной водой. Шарик тут же начнёт сдуваться. Так произошло потому, что воздух уменьшился в объёме, теперь ему хватает места в прежней ёмкости.