Блог

Структура занятия с младшими скаутами

Советы руководителям Программа Младшие скауты
Сбор стаи - это основной вид взаимодействия Акел и младших скаутов. Перед Акелой стоит задача провести встречу максимально полезно и интересно. Следует помнить, что подготовку к встрече необходимо начинать заранее. Изучить приключение, составить себе план действия, подготовить необходимые материалы. Если приключение подразумевает приглашение гостей или экскурсии, то об их организации стоит побеспокоиться заранее. В случае затруднений вы всегда можете обратиться за помощью к руководителям или более опытному Акеле.

Акела является примером для младшего скаута, поэтому на занятия необходимо всегда надевать скаутскую форму и требовать от детей того же.

В общении с младшими скаутами необходимо быть дружелюбными, но твердыми, следует сразу установить правила поведения на занятиях и всегда следить за ними. А также объясните, что скауты должны приносить свои рабочие тетради на каждую встречу.

Встреча стаи проходит в несколько этапов. Первое время лучше прописывать себе план, куда включать все, что планируете провести на конкретном этапе.

Этапы встречи


1 этап - сбор


В начале занятия можете поприветствовать младших скаутов пообщаться с ними, узнать, что нового у них произошло, как их настроение, какие добрые дела за прошедшую неделю они сделали. Можно обсудить текущие вопросы с родителями.

Для детей, приходящих раньше приготовьте несколько игр, в которые можно поиграть до начала занятия. Важно, чтобы эту игру можно было закончить в любой момент. Это может быть головоломка, раскраска, мемо, интересная книга, в общем, то что интересно вашим детям.

Не стоит брать для этих целей те игры, которые вы запланировали использовать на занятии.  Вы можете попросить у младших скаутов помощи в организации пространства для занятия (расставить стулья, приготовить канцтовары и пр.)

Начинайте всегда вовремя, не ждите опоздавших. Помните, что сбор задаёт тон всей вашей встречи.

2 этап - открытие


На этапе открытия происходит построение и сдача рапорта. Сдавать рапорт перед началом может любой из ваших младших скаутов. Как правило, детям это очень нравится, и это может быть поощрением за их достижения на прошлом занятии. Если ребенок по каким-то причинам не хочет сдавать рапорт, не стоит заставлять его делать это. Первое время пока дети учат рапорт, можно сдавать рапорт по очереди.

Повторение обещания и законов младших скаутов. Тигры, Волки, и Медведи могут повторять хором, среди Юниоров вы можете выбрать одно или двух, для того чтобы он громко повторил для всей группы.

Всегда следует с особым уважением относиться к торжественным церемониям, в том числе к открытию, а также призывать к этому младших скаутов. Обратите внимание, на то, что детям всегда очень сложно построиться ровно, поэтому вы можете начертить линию или наклеить на пол цветной скотч. В особых случаях открытие может занять чуть больше времени. Никогда не затягивайте эту церемонию.

3 этап - работа по тетрадям


Если это первое занятие по новому приключению, то мы рассказываем о чём приключение и что нас ждёт в ближайшее время.

Выбираем 2-3 задания из приключения и обсуждаем их. Часто необходимо сделать какую-либо работу прямо в тетради: нарисовать что-то, написать, поиграть в какую-то игру. Необходимо разговаривать с детьми, успеть спросить каждого, позволить каждому высказать своё мнение.

Какое-то задание может быть необходимо сделать дома, тогда на следующем занятии именно в это время их нужно будет проверить. Во время этого блока дети могут сидеть на ковре или за столом. У каждого перед глазами должна быть открытая рабочая тетрадь. За выполнение заданий Акела закрашивает лапки.

Следует помнить, что дети младшего возраста еще сложно долго сидеть на месте, поэтому, если вы видите, что их внимание рассеялось, можно провести небольшую игру-пятиминутку, для активизации внимания и продолжать работу по тетрадям дальше.

4 этап - активные задания


Это этап носит практический характер, сейчас вы можете проработать в игровой форме знания, которые получили из тетрадей, или поработать над развитием каких-либо навыков.

Здесь можно подобрать игры в тематике приключения, или провести с ребятами творческий мастер-класс. Вы можете лепить, вырезать, клеить и рисовать. Но объект творчества должен быть связан с вашим приключением. К примеру, если вы изучаете природу — нарисуйте какие-либо деревья.

Можно уделить время какой-либо любимой настольной игре. Следует заранее приготовить несколько игр, потому что детям может не понравиться какая-то игра и тогда вы сможете предложить им другую. Старайтесь не делать из игры соревнование!

Этот блок является ядром и сердцем всего занятия. Он должен быть не только полезным, но и весёлым. Оставлять на душе ребёнка лёгкое чувство тоски, что скоро пора идти домой.

В нашем отряде доброй традицией стало уделять последние 5-10 минут активной деятельности песням. Мы выключаем свет, включаем колонку с подсветкой и поём 2-3 песни, которые обычно исполняем у костра.

5 этап - закрытие


Торжественный момент, завершающий встречу.  Построение и сдача рапорта. Повторение обещания и законов младших скаутов. Тигры, Волки, и Медведи могут повторять хором, среди Юниоров вы можете выбрать одно или двух, для того чтобы он громко повторил для всей группы.

Иногда можно произнести какое-либо вдохновляющее послание или поделиться с младшими скаутами вашими размышлениями. Вы можете повторить принципы "Не оставлять следов", особенно если собираете в поход или лагерь в ближайшее время. Можно напомнить домашнее задание или повторить какие-то организационные вопросы, но кратко.  В самом конце торжественный призыв и отзыв:

АКЕЛА: Младшие скауты, будьте лучше!
МЛАДШИЕ СКАУТЫ: Приложим все силы за Россию!

Закрытие должно происходить спокойно и торжественно. Не затягивайте этот момент. Помните, что детям достаточно сложно стоять долгое время на одном месте.

6 этап - анализ проведенного занятия


После окончания занятия отметьте тех, кто был на занятии и их достижения за прошедшую неделю. Продублируйте родителям важную информацию, которую вы уже сообщили детям. Домашнее задание лучше продублировать родителям в общий чат.

Отметьте возникнувшие сложности и появившиеся во время занятия идеи. Озвучьте их на ежемесячном сборе Акел.  Подумайте о следующем занятии, что придется повторить, какие игры можно поиграть что нужно будет подготовить для проведения.  В идеале начать его планировать сразу после прошедшего. Не забывайте, что подготовка и анализ занятия так же важны, как и само занятие. Уделяйте ему достаточно времени и внимания.

Постепенно вы будете нарабатывать опыт, и организационные моменты будут занимать всё меньше времени. Удачи! И спасибо вам за то, что вы делаете для скаутского движения!


Статья подготовлена в рамках проекта "Лесные коты и котята. Семейный скаутинг" при поддержке Фонда Президентских Грантов.