Блог

Жму левую

О скаутинге Баден-Пауэлл World scouting
Внимательно пересматривая популярный телефильм «Гордость и предубеждение», в одной из сцен можно заметить, как главный герой обменивается рукопожатием левой рукой.

Кадр из минисериала «Гордость и предубеждение» (БиБиСи, 1995, 3-я серия)

Но ведь действие фильма происходит в начале XIX века, и действующие лица, сплошь английские аристократы, не могут являться скаутами, которые появились спустя почти столетие. А ведь именно с «тайными знаками», призванными создать особую интригующую атмосферу скаутинга, в наше время и ассоциируется левое рукопожатие! Так в чём же дело?

Рождение легенды


Следует отметить, что скаутинг не был создан одномоментно и единолично его основателем Баден-Пауэлем. БиПи в течение многих лет собирал наиболее подходящие на то время практики под влиянием общения с различными людьми.

Так, в первых набросках «Бой-скаутской схемы», в 1904 и даже 1906 году, ещё практически отсутствует символическая основа скаутизма. Только после личной встречи и последовавшей переписки с основателем «Лесных индейцев» канадским натуралистом Сетон-Томпсоном БиПи ввел в свою систему «тотемы» патрулей, «индейские» прозвища, значки «специальностей» и «тайные знаки» скаутов. Одним из таких «тайных знаков» и стало левое рукопожатие. Однако, ни в первом, ни в последующих изданиях основополагающей книги “Scouting for Boys”, в дневниках или переписке БиПи, никак не объяснялось его происхождение или значение.

Соответствующие интерпретации были предложены другими авторами, уже после смерти самого БиПи. Впервые версию происхождения и выбора БиПи левого рукопожатия изложил лорд Роваллан, шеф скаутов Британского Содружества, в своих публикациях 1948–1949 годов. Он писал, что летом 1946 года прибывший на Гилвельские курсы африканский скаутер Д’джабонар рассказывал, как при взятии города Кумаси, столицы Королевства Асанти, один из военачальников — его дед — вышел к английским офицерам и протянул левую руку. БиПи протянул правую, на что последовал ответ «В нашей стране храбрейшие из храбрых пожимают левые руки».

Общераспространённая версия происхождения скаутского рукопожатия

Несколько позже, в британском «Скаутском альманахе» 1960 года было приведено объяснение: африканские вожди и их наиболее преданные воины обмениваются рукопожатиями левой рукой, поскольку она ближе к сердцу и так выражаются самые дружеские чувства. А в книге Эйлин Вейд 1971 года «Олав Баден-Пауэль» объяснение, приписываемое уже напрямую БиПи (правда, бездоказательно), дополнительно включает в себя перекладывание щита с левой руки воина в правую, как символ доверия к оппоненту, что тот не совершит нападения, от которого придётся защищаться.

В целом, легенда об африканском происхождении левого рукопожатия удачно вписалась в символическую основу скаутинга, заложенную самим БиПи в его «рассказах у костра» про благородство рыцарей, единство с природой индейцев, игру в волчат из «Книги джунглей» и другие занимательные моменты.

А как на самом деле?


Несмотря на распространённое сейчас даже среди неплохо знающих историю представление, существовавшие вплоть до начала XX века туземные государства Африки не сильно отличались по уровню социального развития или попыткам освоения новых технических достижений от пытавшихся их колонизировать европейцев.

Изображения, посвящённые колониальным войнам,  широко публиковались в современных событиям британских журналах. Можно видеть, что воины короля Асанти вовсе не были полуобнажёнными «дикарями», бросавшимися на стрелковый и орудийный огонь англичан с копьями и щитами из шкур. В действительности, они были вооружены достаточно современными ружьями, и даже искали возможность обзавестись только появившимися в те годы пулемётами.
Изображения воинов Асанти времён войны 1896 года

Так что, рассказ о перекладывании щита из левой руки в правую, вряд ли, соответствует исторической обстановке конца XIX века. И если когда-то действительно существовал обычай, что при общении со своим королём воины Асанти протягивали левую руку, то этому можно привести более реальное объяснение. В ситуации, когда правая рука приближённого занята щитом, у него меньше шансов нанести правой (основной рукой, держащей оружие) предательский удар своему повелителю. Нравы при дворах везде примерно одинаковы, и возможно, короли Асанти лишний раз стремились так себя обезопасить.

К тому же, и отношение британских колонизаторов к побеждённым было далеко от уважения и рыцарского благородства (после капитуляции король Асанти со всей семьёй был на десятилетия заключён на весьма отдалённых от его родины Сейшельских островах).

Капитуляция короля Асанти Премпе I перед британским командованием

Таким образом, можно заключить, что общераспространённые объяснения привнесения БиПи в скаутинг левого рукопожатия вряд ли соответствуют действительности, тем более, что сам он никогда на них и не ссылался. Но где же тогда искать источник этого ставшего традиционным скаутского приветствия?

«Тайный» обычай


На самом деле, ответ находится уже в самой первой иллюстрации. БиПи, как джентльмен и офицер, обязан был посвящать достаточно времени совершенствованию в фехтовании. Готовясь к тренировке или поединку фехтовальщик надевает на правую руку специальную перчатку и её туго зашнуровывают, чтобы избежать вывихов кисти при отражении ударов. После схватки быстро снять её не получится, а протягивать равному руку в перчатке граничит с оскорблением. Вот поэтому среди фехтовальщиков и появился обычай пожимать друг другу левые руки. Впрочем, эта традиция сохранилась и до наших времён, и её можно видеть на спортивных соревнованиях.

Левое рукопожатие между спортсменами (чемпионат мира-2019, Прага)

Хотя во времена БиПи обучение фехтованию и было более широко распространено, чем в наши дни, оно никогда не было массовым. Вероятно, поэтому БиПи и решил использовать хорошо известный ему, но малораспространённый в обществе обычай, как «тайный знак» скаутов.

«На мизинчиках»


Пообщавшись достаточное время в скаутской среде, можно встретить одну экзотическую вариацию скаутского левого рукопожатия. Здоровающиеся оттопыривают мизинцы, которые при схватывании рук еще отдельно переплетаются между собой. Такой способ считается ещё «более скаутским», чем просто левое рукопожатие. Но мало кто сможет объяснить, откуда и почему он взялся?

Дело в том, что в американском языке начала прошлого века выражение «рукопожатие левой рукой» имело устойчивое значение «соглашение, которое не обязательно выполнять», или даже никогда и не планировалось этого делать. Иллюстрацию этому можно встретить, например, в картинах американского художника того периода Чарльза Мариона Рассела, на которых изображены белые переселенцы, протягивающие индейцам левую руку, сжимая в правой готовый к немедленному использованию карабин.

Картина Ч. Рассела «Недоверчивое рукопожатие», 1910 год

В первых тиражах американского «Руководства для бойскаута» 1910–1911 годов описывалось такое же обычное левое рукопожатие, как у БиПи. Однако вскоре, в уже переработанном издании был приведён вариант «с мизинчиками». Вероятно, это дополнение было сделано, чтобы избежать возникших ненужных ассоциаций с описанными выше негативными значениями. Впрочем, там же в тексте особо указывалось, что приветствовать других скаутов вне пределов Соединённых Штатов следует просто левой рукой с четырьмя сложенными вместе пальцами.

Левое рукопожатие в руководстве БСА 1914 года издания

Можно предположить, что со временем левое рукопожатие утратило в американской среде своё отрицательное значение. Просуществовав более полувека, особый способ «с мизинчиками» навсегда исчез из новой редакции «Руководства бойскаута» в 1972 году. Только наиболее «продвинутые» знатоки скаутской экзотики даже в самих США продолжают о нём помнить, вызывая удивление у окружающих.

Интересно однако, что если внимательно присмотреться к американскому варианту скаутского рукопожатия, то протянутые друг другу руки с тремя сомкнутыми и двумя разведенными пальцами напоминают, что как бы готовы сложиться в знак скаутского салюта, обняв руку другого скаута. Скорее всего, это тоже имело тайное значение в то время. И хотя такое рукопожатие было отменено для более старших, американские кабскауты (младшая ветвь 7–11 лет) до сих пор продолжают использовать приветствие, как бы состоящие из двух переплетённых волчатских салютов.

Рукопожатие кабскаутов БСА

 * * *


Можно спросить себя, а нужно ли такое критическое изложение, развеивающее сложившиеся мифы о том, что давно считается привычным в скаутинге. Конечно, каждый будет решать сам, рассказывать ли тот красивый вариант, который столь органично подчёркивает все лучшие характеристики скаутинга — смелость, доверие, благородство — придавая ему неповторимый налёт романтики и приключений. В то же время, возможность знать пусть не всегда идеально радужную историю только подчёркивает тот сложный труд БиПи и других основателей скаутинга по развитию его в покорившую мир уникальную систему.