Блог

О дисциплине и поощрениях на занятиях

Программа Младшие скауты Советы руководителям
Дисциплина — один из важных элементов успешного проведения еженедельных занятий.  Младшим скаутам в силу своего возраста не всегда удается долгое время концентрироваться и соблюдать тишину, поэтому мы используем различные методы для привлечения внимания, например, переключение на разные виды деятельности и т.д. 
Также, для успешной организации работы мы предлагаем составить совместно с вашей стаей правила поведения на занятии. После получения согласия от детей следовать им (например, они могут поставить подписи на своде этих правил), их необходимо прописать и закрепить на видное место, чтобы они всегда были перед глазами.

В подкрепление этим методам мы также используем системы поощрений, которые мотивируют ребенка соблюдать установленные правила и делать анализ собственного поведения. Дети на занятиях выполняют установленные правила по мере своих возможностей и вклад каждого ребенка аккумулируется в общий итог для всей стаи, который подводит к поощрительному занятию тем быстрее, чем ответственней дети подходят к выполнению правил. 
Мы рассмотрим 2 варианта поощрительных систем: накопительную и на убывание.

Накопительная система
Основная идея заключается в том, чтобы накопить определенное количество предметов за выполнение правил на занятии для получения итогового поощрения. Это может быть украшенная банка, коробка, шляпа, которая заполняется камнями, бусинами, шишками и т.д. 

Рассчитайте, какого объема понадобится емкость, чтобы заполнить ее за месяц. Можно выбрать и другой период, но это не должно быть слишком часто или слишком редко, так как может пропасть интерес. В целом, поощрение раз в месяц — оптимально. 
Решите для себя, какая будет градация оценки поведения по количеству предметов (например, 3 камня – выполнял правила, помогал другим, сделал домашнее задание; 2 камня – выполнял правила, помогал другим, но не сделал домашнее задание или пришел не в форме; 1 камень – было нарушение правил, не сделал домашнее задание, но помогал на занятии; 0 камней – нарушение правил и неоднократные замечания по дисциплине, не выполнено домашнее задание). Также можно собирать бусины, вязать узлы на веревке, клеить стикеры, собирать фигуру из лего, брусков и т.д. 

Хочется отметить, что важно поощрять ребенка самому решать, на сколько предметов он готов оценить свое поведение на занятии. Возможно, в первое время потребуются наводящие вопросы: Почему ты положил 2 камня? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было 3?

Система на убывание
Здесь основная мысль заключается в уменьшении предмета за выполнение правил. Самым наглядным примером может стать свеча, которая горит, пока все выполняют правила. В противном случае ее тушат и зажигают вновь только на следующем занятии. В остальном, принцип оценивания остается аналогичным.

Наш опыт итоговых поощрительных занятий
Все группы разные и нужно попробовать разные способы, чтобы найти оптимальный вариант итогового поощрительного занятия. Мы использовали следующие: 
1. Просмотр тематических видео (мультфильмы, различные видео, которые можно привязать к теме приключения);
2. Чаепития (сладости можно сделать дома самим или заменить фруктами, в процессе можно слушать скаутские песни или задать тему для обсуждения);
3. Посещение выставок, батутных центров (экскурсии также можно привязать к теме приключения или выбрать что-то необычное, например, попрыгать на батуте или сделать поделки в музее);
4. Мастер-классы (в этом случае один из участников стаи проводит мастер-класс для остальных детей. Мы помогаем с материалами и организацией. Часто для помощи подключаются родители. Мастер-классы можно проводить любые, по интересам детей, ограничения могут быть лишь в материалах и стоимости. У нас были МК по приготовлению шоколадной колбасы, изготовлению брелоков из бисера и слайма). 
Варианты можно чередовать, пробовать что-то новое, главное, смотреть на реакцию детей. 

Мы стремимся увеличить вовлеченность детей через их самостоятельное проведение МК, так как это позволяет ребенку попробовать себя в роли лидера, он учится выступать перед аудиторией, рассчитывать необходимые материалы, выстраивает последовательность действий, развивает самостоятельность, повышает уверенность в себе и мотивирует остальных на проведение аналогичных мастер-классов. Но и не надо забывать о том, как здорово иногда просто повеселиться или спеть любимые песни.